ИОТ-Консорциум

В ИОТ-университете стартует курс «Наставник проектной команды»

2023-10-03 11:38
Тема проектного обучения активно обсуждается в#nbsp;повестке трансформации высшего образования, эксперты высшей школы обсуждали это на#nbsp;прошедшем ИОТ-слете и#nbsp;обсудят еще на#nbsp;предстоящей ИОТ-конференции в#nbsp;октябре.

По#nbsp;мнению экспертов, далеко не#nbsp;все университеты понимают разницу между проектным обучением и#nbsp;проектной деятельностью. На#nbsp;самом деле, именно проектное обучение отвечает на#nbsp;основной запрос работодателей#nbsp;— запрос на#nbsp;выпускника вуза, умеющего самостоятельно ставить задачи, ответственно и#nbsp;эффективно их#nbsp;решать, управляя командой либо работая в#nbsp;команде. В#nbsp;то#nbsp;же время не#nbsp;все преподаватели обучены проектному обучению как технологии, а#nbsp;проектная работа студентов зачастую никак не#nbsp;взаимосвязана с#nbsp;основной образовательной программой.

Несомненно, самим преподавателям необходимы особые знания по#nbsp;организации и#nbsp;сопровождению проектного обучения студентов. Именно об#nbsp;этом курс ИОТ-университета «Наставник проектной команды: от#nbsp;идеи до#nbsp;результата», который пройдет 7#nbsp;ноября#nbsp;— 15#nbsp;декабря (40 часов). Сам курс также устроен как проектное обучение.
Генеральный директор ИОТ-университета Павел Музыка считает:
«Наша консалтинговая практика показывает, что даже в#nbsp;топовых российских вузах есть большие проблемы с#nbsp;„проектным компонентом“ учебных программ. Проблемы разные, но#nbsp;есть одна общая: в#nbsp;университетах нет достаточного количества эффективных и#nbsp;вдохновляющих наставников студенческих команд. Талантливый преподаватель совсем не#nbsp;обязательно будет столь#nbsp;же талантливым наставником, ведь наставничество#nbsp;— это отдельная практика, этому нужно учиться. Наш курс поможет начинающим и#nbsp;действующим наставникам оснаститься необходимыми инструментами для этой роли, а#nbsp;при достаточной мотивации#nbsp;— пересмотреть саму модель наставничества в#nbsp;своем университете».
Большинство вузов убеждено, что использует проектное обучение. На#nbsp;самом деле, как считают эксперты, подавляющее большинство либо вовлекают студентов в#nbsp;проектную деятельность (используют проекты в#nbsp;процессе обучения), либо пытаются обучить студентов управлению проектами.
Директор CUSTIS по#nbsp;образовательным продуктам и#nbsp;технологиям Илья Дубинский считает, что при таком подходе образовательные задачи, которые могут и#nbsp;должны решаться инструментарием проектного обучения, либо не#nbsp;решаются, либо решаются случайно, и#nbsp;только для небольшого процента учащихся. Проектное обучение, по#nbsp;его мнению, в#nbsp;первую очередь направлено на#nbsp;изменение поведения и#nbsp;закрепление у#nbsp;учащегося устойчивых схем конструктивного и#nbsp;продуктивного профессионального и#nbsp;социального поведения, а#nbsp;также позволяет обучать не#nbsp;только знаниям, но#nbsp;и#nbsp;навыкам постановки и#nbsp;решения задач, лидерства и#nbsp;работы в#nbsp;команде, продуктовому подходу, планированию, воспитывать субъектность и#nbsp;активную жизненную позицию и#nbsp;многому другому.
Зачем проектное обучение университету, отметил на#nbsp;ИОТ-слете директор студенческого офиса НИЯУ МИФИ Алексей Егоров:
«Для университета основной выигрыш проектного обучения в#nbsp;том, что появляется возможность перейти от#nbsp;просто технической подготовки кадров к#nbsp;образовательному процессу, к#nbsp;образованию. Проектное обучение проектно и#nbsp;для тех, кто учится, и#nbsp;для тех, кто учит».
Лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко подчеркивает, что с#nbsp;точки зрения практики ИОТ-университета проектное обучение является мощной педагогической технологией, которая требует сильной амбиции университета и#nbsp;реальной необходимости создавать проектно-ориентированные образовательные программы:
«Логистика программ с#nbsp;проектным обучением усложняется, разнообразие компетенций и#nbsp;ролей, которые требует реализация проектного обучения, возрастает, и#nbsp;все это требует управления. Поэтому проектирование модели проектного обучения необходимо таким образом, чтобы ожидаемая польза проектного обучения соотносилась и#nbsp;со#nbsp;стратегической целью, и#nbsp;с#nbsp;возможностями университета».
Насколько необходимо проектное обучение как сущность, в#nbsp;дискуссии на#nbsp;Втором всероссийском ИОТ-слете четко обозначил к.#nbsp;т.#nbsp;н., профессор кафедры ИКТ, руководитель лаборатории искусственного интеллекта Московского Политеха, разработчик методических рекомендаций Минобрнауки#nbsp;Р#nbsp;Ф#nbsp;по реализации перевернутого учебного плана Андрей Филиппович:
«Все технические университеты и#nbsp;другие, где возможна проектная продуктовая деятельность, должны внедрять проектную деятельность. А#nbsp;иначе они проиграют и#nbsp;исчезнут. Все современные продукты мы#nbsp;будем делать в#nbsp;команде, жизненный цикл будет сокращаться. Проектное обучение#nbsp;— это новое электричество для системы образования».
Продюсер по#nbsp;развитию бизнеса РФ/СНГ, EMEA, ASIA, бренд-директор, лидер образовательных проектов для предпринимателей SPLAT Анастасия Нидзий подчеркивает значение проектного обучения в#nbsp;становлении специалиста:
«Считаю, что роль всего процесса образования, начиная с#nbsp;детского сада,#nbsp;— это возможность найти свое место в#nbsp;жизни, призвание и#nbsp;реализовать себя. Поэтому столь важно проектное обучение в#nbsp;университете. Чем больше оно будет наполнено реальными кейсами с#nbsp;поддержкой наставников и#nbsp;приближено к#nbsp;рабочим ситуациям, с#nbsp;которыми ребята столкнутся, придя „завтра“ на#nbsp;работу, тем бесшовнее будет переход из#nbsp;ученика в#nbsp;сотрудника. Проектная деятельность, работа в#nbsp;команде, самостоятельность, умение выражать свое мнение#nbsp;— это одни из#nbsp;ключевых навыков уже не#nbsp;будущего, а#nbsp;настоящего».
Проректор по#nbsp;цифровой трансформации Череповецкого государственного университета Алена Смыслова так оценивает ситуацию:
«При реализации студенческих проектов в#nbsp;университете очень часто все заканчивается на#nbsp;уровне идеи. Будет#nbsp;ли проект реализован, доведен до#nbsp;внедрения, в#nbsp;очень большой степени зависит от#nbsp;наставника проекта. Но#nbsp;в#nbsp;университетах традиционно работают преподаватели и#nbsp;научные сотрудники. Как правило, у#nbsp;них нет компетенций по#nbsp;управлению проектом, по#nbsp;работе с#nbsp;заказчиком, опыта работы в#nbsp;проектной методологии. В#nbsp;результате может возникнуть разочарование в#nbsp;проектной деятельности в#nbsp;вузе как таковой. Мы#nbsp;в#nbsp;ЧГУ проделали большую работу по#nbsp;подготовке наставников, и#nbsp;считаю, что только благодаря этому мы#nbsp;имеем успешный опыт реализации реальных проектов от#nbsp;реальных заказчиков. Я#nbsp;думаю, что курс „Наставник проектной команды“ будет очень полезен всем преподавателям, которые руководят студенческими проектами».
Первый заместитель председателя Комитета#nbsp;Г#nbsp;Д по#nbsp;науке и#nbsp;высшему образованию Александр Мажуга отметил:
«Проектное обучение в#nbsp;университете#nbsp;— один из#nbsp;вариантов внедрения реальной жизни в#nbsp;студенческое обучение. Мы#nbsp;сам знаем, как порой жизнь отличается от#nbsp;книжных формулировок, и#nbsp;главное, что хотели#nbsp;бы видеть работодатели в#nbsp;выпускниках#nbsp;— умение самостоятельно ставить задачи и#nbsp;решать их#nbsp;творчески и#nbsp;ответственно, уметь работать в#nbsp;команде. И#nbsp;это совсем другой эффект, чем от#nbsp;практики, когда ты#nbsp;просто учишься как птенец от#nbsp;большой птицы#nbsp;— не#nbsp;слишком-то самостоятельно. В#nbsp;проектном обучении студент сам проходит все этапы от#nbsp;формулировки идеи, постановки задачи и#nbsp;ее#nbsp;решения. И#nbsp;в#nbsp;этом процессе важно студента поддержать и#nbsp;помочь отфиксировать, что идет не#nbsp;так. Для этого, несомненно, наставнику нужны особенные навыки, которым нужно учиться».
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик Российской академии образования Виктор Болотов подчеркивает:
«Проектное обучение в#nbsp;мире хорошо известно. Еще в#nbsp;середине прошлого века в#nbsp;Билефельдском университете студентов стали учить проектным способом. Ставили задания, которые могут показаться фантастическими#nbsp;— например, как решить проблему распространения пустыни Сахара. И#nbsp;студенты, решая эту многофакторную проблему, обращались к#nbsp;различным источникам и#nbsp;экспертам, строили модели и#nbsp;развивали, в#nbsp;том числе навыки командной работы. Это также формировало креативное и#nbsp;критическое мышление. Модель проектного обучения широко применялась в#nbsp;MТИ, многие удачные проекты, защищенные студенческими командами, уходили в#nbsp;практическое применение. Идея проектного обучения#nbsp;— шаг вперед по#nbsp;сравнению с#nbsp;традиционным лекционно-семинарским обучением и#nbsp;доминирующей практикой. Именно проектное обучение позволит нашим студентам жить в#nbsp;быстро меняющемся мире. Каждые 2−3 года, как нам известно, появляется некий белый лебедь, который перестраивает мир, надо быть к#nbsp;этому готовыми. Но#nbsp;проектное обучение требует многого и#nbsp;от#nbsp;преподавателей#nbsp;— нам самим надо научиться проектному обучению и#nbsp;лишь затем учить студентов. Несомненно, курс „Наставник проектной команды“ от#nbsp;ИОТ-университета в#nbsp;этом плане будет интересен».