ИОТ-Консорциум

В ИОТ-университете стартует курс «Наставник проектной команды»

Тема проектного обучения активно обсуждается в повестке трансформации высшего образования, эксперты высшей школы обсуждали это на прошедшем ИОТ-слете и обсудят еще на предстоящей ИОТ-конференции в октябре.

По мнению экспертов, далеко не все университеты понимают разницу между проектным обучением и проектной деятельностью. На самом деле, именно проектное обучение отвечает на основной запрос работодателей — запрос на выпускника вуза, умеющего самостоятельно ставить задачи, ответственно и эффективно их решать, управляя командой либо работая в команде. В то же время не все преподаватели обучены проектному обучению как технологии, а проектная работа студентов зачастую никак не взаимосвязана с основной образовательной программой.

Несомненно, самим преподавателям необходимы особые знания по организации и сопровождению проектного обучения студентов. Именно об этом курс ИОТ-университета «Наставник проектной команды: от идеи до результата», который пройдет 7 ноября — 15 декабря (40 часов). Сам курс также устроен как проектное обучение.
Генеральный директор ИОТ-университета Павел Музыка считает:
«Наша консалтинговая практика показывает, что даже в топовых российских вузах есть большие проблемы с „проектным компонентом“ учебных программ. Проблемы разные, но есть одна общая: в университетах нет достаточного количества эффективных и вдохновляющих наставников студенческих команд. Талантливый преподаватель совсем не обязательно будет столь же талантливым наставником, ведь наставничество — это отдельная практика, этому нужно учиться. Наш курс поможет начинающим и действующим наставникам оснаститься необходимыми инструментами для этой роли, а при достаточной мотивации — пересмотреть саму модель наставничества в своем университете».
Большинство вузов убеждено, что использует проектное обучение. На самом деле, как считают эксперты, подавляющее большинство либо вовлекают студентов в проектную деятельность (используют проекты в процессе обучения), либо пытаются обучить студентов управлению проектами.
Директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям Илья Дубинский считает, что при таком подходе образовательные задачи, которые могут и должны решаться инструментарием проектного обучения, либо не решаются, либо решаются случайно, и только для небольшого процента учащихся. Проектное обучение, по его мнению, в первую очередь направлено на изменение поведения и закрепление у учащегося устойчивых схем конструктивного и продуктивного профессионального и социального поведения, а также позволяет обучать не только знаниям, но и навыкам постановки и решения задач, лидерства и работы в команде, продуктовому подходу, планированию, воспитывать субъектность и активную жизненную позицию и многому другому.
Зачем проектное обучение университету, отметил на ИОТ-слете директор студенческого офиса НИЯУ МИФИ Алексей Егоров:
«Для университета основной выигрыш проектного обучения в том, что появляется возможность перейти от просто технической подготовки кадров к образовательному процессу, к образованию. Проектное обучение проектно и для тех, кто учится, и для тех, кто учит».
Лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко подчеркивает, что с точки зрения практики ИОТ-университета проектное обучение является мощной педагогической технологией, которая требует сильной амбиции университета и реальной необходимости создавать проектно-ориентированные образовательные программы:
«Логистика программ с проектным обучением усложняется, разнообразие компетенций и ролей, которые требует реализация проектного обучения, возрастает, и все это требует управления. Поэтому проектирование модели проектного обучения необходимо таким образом, чтобы ожидаемая польза проектного обучения соотносилась и со стратегической целью, и с возможностями университета».
Насколько необходимо проектное обучение как сущность, в дискуссии на Втором всероссийском ИОТ-слете четко обозначил к. т. н., профессор кафедры ИКТ, руководитель лаборатории искусственного интеллекта Московского Политеха, разработчик методических рекомендаций Минобрнауки Р Ф по реализации перевернутого учебного плана Андрей Филиппович:
«Все технические университеты и другие, где возможна проектная продуктовая деятельность, должны внедрять проектную деятельность. А иначе они проиграют и исчезнут. Все современные продукты мы будем делать в команде, жизненный цикл будет сокращаться. Проектное обучение — это новое электричество для системы образования».
Продюсер по развитию бизнеса РФ/СНГ, EMEA, ASIA, бренд-директор, лидер образовательных проектов для предпринимателей SPLAT Анастасия Нидзий подчеркивает значение проектного обучения в становлении специалиста:
«Считаю, что роль всего процесса образования, начиная с детского сада, — это возможность найти свое место в жизни, призвание и реализовать себя. Поэтому столь важно проектное обучение в университете. Чем больше оно будет наполнено реальными кейсами с поддержкой наставников и приближено к рабочим ситуациям, с которыми ребята столкнутся, придя „завтра“ на работу, тем бесшовнее будет переход из ученика в сотрудника. Проектная деятельность, работа в команде, самостоятельность, умение выражать свое мнение — это одни из ключевых навыков уже не будущего, а настоящего».
Проректор по цифровой трансформации Череповецкого государственного университета Алена Смыслова так оценивает ситуацию:
«При реализации студенческих проектов в университете очень часто все заканчивается на уровне идеи. Будет ли проект реализован, доведен до внедрения, в очень большой степени зависит от наставника проекта. Но в университетах традиционно работают преподаватели и научные сотрудники. Как правило, у них нет компетенций по управлению проектом, по работе с заказчиком, опыта работы в проектной методологии. В результате может возникнуть разочарование в проектной деятельности в вузе как таковой. Мы в ЧГУ проделали большую работу по подготовке наставников, и считаю, что только благодаря этому мы имеем успешный опыт реализации реальных проектов от реальных заказчиков. Я думаю, что курс „Наставник проектной команды“ будет очень полезен всем преподавателям, которые руководят студенческими проектами».
Первый заместитель председателя Комитета Г Д по науке и высшему образованию Александр Мажуга отметил:
«Проектное обучение в университете — один из вариантов внедрения реальной жизни в студенческое обучение. Мы сам знаем, как порой жизнь отличается от книжных формулировок, и главное, что хотели бы видеть работодатели в выпускниках — умение самостоятельно ставить задачи и решать их творчески и ответственно, уметь работать в команде. И это совсем другой эффект, чем от практики, когда ты просто учишься как птенец от большой птицы — не слишком-то самостоятельно. В проектном обучении студент сам проходит все этапы от формулировки идеи, постановки задачи и ее решения. И в этом процессе важно студента поддержать и помочь отфиксировать, что идет не так. Для этого, несомненно, наставнику нужны особенные навыки, которым нужно учиться».
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик Российской академии образования Виктор Болотов подчеркивает:
«Проектное обучение в мире хорошо известно. Еще в середине прошлого века в Билефельдском университете студентов стали учить проектным способом. Ставили задания, которые могут показаться фантастическими — например, как решить проблему распространения пустыни Сахара. И студенты, решая эту многофакторную проблему, обращались к различным источникам и экспертам, строили модели и развивали, в том числе навыки командной работы. Это также формировало креативное и критическое мышление. Модель проектного обучения широко применялась в MТИ, многие удачные проекты, защищенные студенческими командами, уходили в практическое применение. Идея проектного обучения — шаг вперед по сравнению с традиционным лекционно-семинарским обучением и доминирующей практикой. Именно проектное обучение позволит нашим студентам жить в быстро меняющемся мире. Каждые 2−3 года, как нам известно, появляется некий белый лебедь, который перестраивает мир, надо быть к этому готовыми. Но проектное обучение требует многого и от преподавателей — нам самим надо научиться проектному обучению и лишь затем учить студентов. Несомненно, курс „Наставник проектной команды“ от ИОТ-университета в этом плане будет интересен».