ИОТ-Консорциум

На сессии ИОТ-консорциума в «Социоцентре» проработали тему инженерного ядра

2024-04-18 12:00
15−16#nbsp;апреля в#nbsp;Москве на#nbsp;площадке ФГАНУ «Социоцентр» состоялась VIII проектно-координационная сессия ИОТ-консорциума. Представители вузов обсудили аспекты цифровой трансформации, модели зрелости инициатив, образ инженерного ядра и#nbsp;др.
Мероприятие открыл председатель Совета ИОТ-консорциума Владимир Рахтеенко:
«У#nbsp;нас две основные темы, которые мы#nbsp;постараемся подытожить за#nbsp;два дня: это инженерное ядро и#nbsp;группа по#nbsp;гибкому образованию под MPS».
О#nbsp;спектре моделей ИОТ рассказал генеральный директор ИОТ-университета Павел Музыка:
«Если говорить о#nbsp;России, есть два актора трансформации#nbsp;— государство и#nbsp;индустрия. В#nbsp;случае государства это сформулировано в#nbsp;госпрограммах: здесь есть движение в#nbsp;сторону большей гибкости, но#nbsp;не#nbsp;все университеты пока это поддержали и#nbsp;активно реализуют. С#nbsp;точки зрения индустрии, это фактически доступ к#nbsp;студентам для индустрии, наши университеты делают сейчас такой шаг с#nbsp;акцентом на#nbsp;проектной деятельности, когда за#nbsp;счёт проектов студенты ассимилируются в#nbsp;предприятие. Также сейчас активно идёт тренд на#nbsp;организацию курсов от#nbsp;партнёров в#nbsp;программах вузов, где они строят для себя воронку взращивания кадров».
Тему вариативности в#nbsp;организации ГИА представила декан физико-технического факультета ТГУ Юлия Рыжих:
«Для организации таких форм ГИА важно готовиться всерьёз и#nbsp;задолго. Ситуация в#nbsp;отрасли плачевная. Это ведёт к#nbsp;тому, что в#nbsp;образовательных программах всё стянуто к#nbsp;необходимым квалификациям. Надеюсь, что через несколько лет будет возможность задуматься о#nbsp;более высоком и#nbsp;реализовать это в#nbsp;своих программах.

Но#nbsp;стоит вопрос: квалификационные экзамены «под партнёров» сильно зависят от#nbsp;степени зрелости партнёров и#nbsp;чёткости профстандартов, но#nbsp;не#nbsp;могут заменить полностью государственный экзамен. При этом именно квалификационные экзамены в#nbsp;отраслях крайне востребованы и#nbsp;отражают качество подготовки выпускника по#nbsp;конкретным компетенциям».
Модель зрелости инициатив и#nbsp;то, как она помогает в#nbsp;разработке и#nbsp;реализации программ развития университетов, представили руководитель практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко и#nbsp;консультант-аналитик ИОТ-университета Елизавета Бочарова:
«Мы, похоже, нашли обезболивающую таблетку: методика использования модели зрелости, позволяющая операционализировать программы развития университетов, снять проблемы несогласованности политик и#nbsp;команд развития, организовать коммуникации по#nbsp;этому поводу».
Докладчики пригласили коллег принять участие в#nbsp;тестировании и#nbsp;совершенствовании методики.
Тему «Образ ядра: университетского и#nbsp;инженерного» обозначили перед аудиторией консорциума старший преподаватель кафедры зарубежной истории и#nbsp;международных отношений ЮФУ Никита Булавинцев, доцент кафедры техносферной безопасности и#nbsp;химии ЮФУ Оксана Короткова и#nbsp;Александр Елисеенко:
«Важна кросс-дисциплинарность, масштабная математическая подготовка, глубина и#nbsp;набор компетенций, осваиваемых студентами#nbsp;— это своего рода ДНК студентов и#nbsp;возможность встраиваться в#nbsp;дальнейшую траекторию: разработчика, исследователя, конструктора и#nbsp;других».
В#nbsp;дискуссии участники обсудили проблемы востребованности инженерных кадров, которые нужны всем, где инженерное ядро может играть роль селекции от#nbsp;рядового инженера до#nbsp;инженера-творца. Важным моментом в#nbsp;решении этой задачи станет определение точек влияния#nbsp;— в#nbsp;государстве, обществе и#nbsp;научном сообществе.
Заместитель директора Института общей профессиональной подготовки НИЯУ МИФИ Дмитрий Самарченко и советник проректора ЮФУ Максим Скрябин представили кейсы на тему доказательности ИОТ на примере МИФИ и ЮФУ. Дмитрий Самарченко акцентировал внимание на необходимости прорабатывать общую стратегию по продвижению ИОТ в среде индустриальных партнёров.
Менеджер по#nbsp;развитию продуктов Modeus Мария Шурупова провела среди участников сессии исследование, посвящённое представлению университетов о#nbsp;проектной деятельности:
«ИОТ-университет начал масштабное исследование форматов и#nbsp;особенностей организации проектной деятельности в#nbsp;университетах России. Это исследование практик реализации проектной деятельности как со#nbsp;стороны того, как она реализуется в#nbsp;университетах, так и#nbsp;со#nbsp;стороны того, какое отношение к#nbsp;этому складывается у#nbsp;индустриальных партнёров, какие барьеры и#nbsp;какие возможности они видят от#nbsp;такого взаимодействия».
О#nbsp;работе группы по#nbsp;сетевому взаимодействию в#nbsp;межсессионный период рассказал руководитель портфеля инвестиционных проектов CUSTIS Александр Гаврилов:
«Приоритетными сценариями работы в#nbsp;группе и#nbsp;вне её#nbsp;видим возможность запуска акселератора сетевых программ под эгидой ИОТ-консорциума, который позволит, опираясь на#nbsp;экспертизу участников группы и#nbsp;не#nbsp;только, помогать как начинающим, так и#nbsp;просто интересующимся темой запуска сетевых программ любой сложности и#nbsp;формации с#nbsp;любым количеством партнёров#nbsp;— даже международных#nbsp;— от#nbsp;идеи до#nbsp;реализации».
Директор по#nbsp;образовательным продуктам и#nbsp;технологиям CUSTIS Илья Дубинский представил аудитории метамодель образования и#nbsp;использовал её#nbsp;логику для структурирования работы участников сессии по#nbsp;проектированию образовательных активностей для подготовки учащихся к#nbsp;эффективной и#nbsp;продуктивной деятельности. В#nbsp;ходе интенсива участники обсуждали инструменты и#nbsp;проектировали шаги для эффективного преодоления «долин смерти»#nbsp;— зон модели, в#nbsp;которых университеты имеют наибольшие дефициты компетенций и#nbsp;ресурсов. Результатом стали рабочие гипотезы, конкретные шаги и#nbsp;планы по#nbsp;применению модели для проектирования образовательных программ и#nbsp;элементов, например таких, как «Инженерное ядро».
Директор Одинцовского филиала МГИМО Елена Козловская особо отметила важность работы коммуникационных площадок ИОТ-сообщества для оперативной оценки меняющихся условий и#nbsp;подходов в#nbsp;высшем образовании и#nbsp;внедрении ИОТ.
Проректор ТГУ Евгений Луков обратил внимание на#nbsp;учёт соразмерности высшего образования ситуации в#nbsp;мире и#nbsp;стране и#nbsp;необходимости постоянной оценки задач и#nbsp;найденных решений ИОТ-сообществом.
Директор передовой медицинской инженерной школы СамГМУ Антон Иващенко подчеркнул, что реализация ИОТ, в#nbsp;том числе в#nbsp;медицинском образовании, предъявляет новые требования к#nbsp;набору кадров и#nbsp;корпоративному управлению, переориентации на#nbsp;продуктовую логику.
Подводя итоги сессии, Александр Елисеенко рассказал о#nbsp;достигнутых результатах в#nbsp;работе над тематикой инженерного ядра, широком целеполагании и#nbsp;возможной гибкости, поисках прототипа модели инженерного ядра и#nbsp;планируемых кейсах.