15−16 апреля в Москве на площадке ФГАНУ «Социоцентр» состоялась VIII проектно-координационная сессия ИОТ-консорциума. Представители вузов обсудили аспекты цифровой трансформации, модели зрелости инициатив, образ инженерного ядра и др.
![](https://static.tildacdn.com/tild3833-3661-4335-b334-316530323939/_-6636.jpg)
Мероприятие открыл председатель Совета ИОТ-консорциума Владимир Рахтеенко:
«У нас две основные темы, которые мы постараемся подытожить за два дня: это инженерное ядро и группа по гибкому образованию под MPS».
![](https://static.tildacdn.com/tild6233-3334-4638-b864-666365663466/_-6672.jpg)
О спектре моделей ИОТ рассказал генеральный директор ИОТ-университета Павел Музыка:
«Если говорить о России, есть два актора трансформации — государство и индустрия. В случае государства это сформулировано в госпрограммах: здесь есть движение в сторону большей гибкости, но не все университеты пока это поддержали и активно реализуют. С точки зрения индустрии, это фактически доступ к студентам для индустрии, наши университеты делают сейчас такой шаг с акцентом на проектной деятельности, когда за счёт проектов студенты ассимилируются в предприятие. Также сейчас активно идёт тренд на организацию курсов от партнёров в программах вузов, где они строят для себя воронку взращивания кадров».
![](https://static.tildacdn.com/tild3332-3063-4336-b335-353364316461/_-0419.jpg)
Тему вариативности в организации ГИА представила декан физико-технического факультета ТГУ Юлия Рыжих:
«Для организации таких форм ГИА важно готовиться всерьёз и задолго. Ситуация в отрасли плачевная. Это ведёт к тому, что в образовательных программах всё стянуто к необходимым квалификациям. Надеюсь, что через несколько лет будет возможность задуматься о более высоком и реализовать это в своих программах.
Но стоит вопрос: квалификационные экзамены «под партнёров» сильно зависят от степени зрелости партнёров и чёткости профстандартов, но не могут заменить полностью государственный экзамен. При этом именно квалификационные экзамены в отраслях крайне востребованы и отражают качество подготовки выпускника по конкретным компетенциям».
![](https://static.tildacdn.com/tild3134-6136-4138-b034-363061643137/_-2215.jpg)
Модель зрелости инициатив и то, как она помогает в разработке и реализации программ развития университетов, представили руководитель практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко и консультант-аналитик ИОТ-университета Елизавета Бочарова:
«Мы, похоже, нашли обезболивающую таблетку: методика использования модели зрелости, позволяющая операционализировать программы развития университетов, снять проблемы несогласованности политик и команд развития, организовать коммуникации по этому поводу».
Докладчики пригласили коллег принять участие в тестировании и совершенствовании методики.
![](https://static.tildacdn.com/tild3336-6234-4661-b437-663739663931/_-1290.jpg)
Тему «Образ ядра: университетского и инженерного» обозначили перед аудиторией консорциума старший преподаватель кафедры зарубежной истории и международных отношений ЮФУ Никита Булавинцев, доцент кафедры техносферной безопасности и химии ЮФУ Оксана Короткова и Александр Елисеенко:
«Важна кросс-дисциплинарность, масштабная математическая подготовка, глубина и набор компетенций, осваиваемых студентами — это своего рода ДНК студентов и возможность встраиваться в дальнейшую траекторию: разработчика, исследователя, конструктора и других».
В дискуссии участники обсудили проблемы востребованности инженерных кадров, которые нужны всем, где инженерное ядро может играть роль селекции от рядового инженера до инженера-творца. Важным моментом в решении этой задачи станет определение точек влияния — в государстве, обществе и научном сообществе.
![](https://static.tildacdn.com/tild3763-3464-4265-b862-663636643264/_-1741.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6561-3235-4630-b439-636663666635/_-1802.jpg)
Заместитель директора Института общей профессиональной подготовки НИЯУ МИФИ Дмитрий Самарченко и советник проректора ЮФУ Максим Скрябин представили кейсы на тему доказательности ИОТ на примере МИФИ и ЮФУ. Дмитрий Самарченко акцентировал внимание на необходимости прорабатывать общую стратегию по продвижению ИОТ в среде индустриальных партнёров.
![](https://static.tildacdn.com/tild3730-6131-4237-a162-613964636533/_-3035.jpg)
Менеджер по развитию продуктов Modeus Мария Шурупова провела среди участников сессии исследование, посвящённое представлению университетов о проектной деятельности:
«ИОТ-университет начал масштабное исследование форматов и особенностей организации проектной деятельности в университетах России. Это исследование практик реализации проектной деятельности как со стороны того, как она реализуется в университетах, так и со стороны того, какое отношение к этому складывается у индустриальных партнёров, какие барьеры и какие возможности они видят от такого взаимодействия».
![](https://static.tildacdn.com/tild3530-3534-4161-b166-323537393065/_-2973.jpg)
О работе группы по сетевому взаимодействию в межсессионный период рассказал руководитель портфеля инвестиционных проектов CUSTIS Александр Гаврилов:
«Приоритетными сценариями работы в группе и вне её видим возможность запуска акселератора сетевых программ под эгидой ИОТ-консорциума, который позволит, опираясь на экспертизу участников группы и не только, помогать как начинающим, так и просто интересующимся темой запуска сетевых программ любой сложности и формации с любым количеством партнёров — даже международных — от идеи до реализации».
![](https://static.tildacdn.com/tild3432-6164-4361-b930-356530633534/_-4077.jpg)
Директор по образовательным продуктам и технологиям CUSTIS Илья Дубинский представил аудитории метамодель образования и использовал её логику для структурирования работы участников сессии по проектированию образовательных активностей для подготовки учащихся к эффективной и продуктивной деятельности. В ходе интенсива участники обсуждали инструменты и проектировали шаги для эффективного преодоления «долин смерти» — зон модели, в которых университеты имеют наибольшие дефициты компетенций и ресурсов. Результатом стали рабочие гипотезы, конкретные шаги и планы по применению модели для проектирования образовательных программ и элементов, например таких, как «Инженерное ядро».
![](https://static.tildacdn.com/tild6637-6430-4736-b738-336337336236/_-1494.jpg)
Директор Одинцовского филиала МГИМО Елена Козловская особо отметила важность работы коммуникационных площадок ИОТ-сообщества для оперативной оценки меняющихся условий и подходов в высшем образовании и внедрении ИОТ.
![](https://static.tildacdn.com/tild6330-6166-4638-b337-663434323730/_-4553.jpg)
Проректор ТГУ Евгений Луков обратил внимание на учёт соразмерности высшего образования ситуации в мире и стране и необходимости постоянной оценки задач и найденных решений ИОТ-сообществом.
![](https://static.tildacdn.com/tild3664-3130-4033-a432-333035656432/_-5009.jpg)
Директор передовой медицинской инженерной школы СамГМУ Антон Иващенко подчеркнул, что реализация ИОТ, в том числе в медицинском образовании, предъявляет новые требования к набору кадров и корпоративному управлению, переориентации на продуктовую логику.
Подводя итоги сессии, Александр Елисеенко рассказал о достигнутых результатах в работе над тематикой инженерного ядра, широком целеполагании и возможной гибкости, поисках прототипа модели инженерного ядра и планируемых кейсах.