ИОТ-Консорциум

Как и чему стоит учить студентов в вузе: идеи практиков

2023-05-16 14:37
ИОТ-университет 12#nbsp;мая провел онлайн-митап «Формирование self и#nbsp;soft skills в#nbsp;ИОТ». Пятеро спикеров#nbsp;— руководитель программы развития Тюменского государственного университета Надежда Федорова, заместитель директора Института образования Томского государственного университета Сергей Степанов, директор CUSTIS по#nbsp;образовательным продуктам и#nbsp;технологиям Илья Дубинский, проректор по#nbsp;цифровой трансформации, директор проекта Digital Arctic Северного (Арктического) федерального университета имени М.#nbsp;В.#nbsp;Ломоносова Оксана Бугаенко, заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Пермского государственного национального исследовательского университета Виктор Имакаев#nbsp;— вместе с#nbsp;модератором митапа, консультантом-аналитиком ИОТ-университета Дмитрием Зверевым держали интерес аудитории около 100 человек к#nbsp;важной теме более двух часов.
Илья Дубинский, директор CUSTIS по#nbsp;образовательным продуктам и#nbsp;технологиям, начал свое выступление с#nbsp;цитаты Аристотеля, подтверждающей, что вопросы о#nbsp;практике воспитания молодежи во#nbsp;все времена были предметом больших дискуссий:
«И#nbsp;сегодня мы#nbsp;продолжаем спорить, зачем, чему и#nbsp;как учить. Разговор об#nbsp;этом нужно начинать с#nbsp;философии образования, подумать о#nbsp;том, с#nbsp;какой целью ты#nbsp;собираешься кого-то образовывать. Договориться о#nbsp;том, что такое знание, как устроено обучение, роль и#nbsp;место учащегося, роль и#nbsp;место преподавателя, как оценивается результат…

Большинство, несмотря на#nbsp;многократные заявления об#nbsp;обратном, продолжают работать в#nbsp;академической философии, хотя всё большее место начинает занимать философия социальной эффективности, где цель образования#nbsp;— получение максимальной выгоды учащимся и#nbsp;государством, для#nbsp;чего учащегося необходимо учить эффективно и#nbsp;продуктивно действовать в#nbsp;современном обществе. Знание в#nbsp;этом случае определяется в#nbsp;терминах поведения, а#nbsp;его ценность#nbsp;— в#nbsp;способности обеспечить достижение поставленной цели. Обучение из#nbsp;передачи знаний превращается в#nbsp;активности, направленные на#nbsp;изменение наблюдаемого поведения, в#nbsp;первую очередь learning-by-doing. Преподаватель должен стать „продюсером“ условий (образовательного пространства) для#nbsp;обучения, а#nbsp;учащийся#nbsp;— субъектным и#nbsp;активным участником обучения, ответственным за#nbsp;результат.

Оценка результата обучения также сильно отличается от#nbsp;принятых в#nbsp;академической парадигме тестов на#nbsp;освоение и#nbsp;воспроизводство материала. Оцениваются объективные показатели, насколько ученик готов демонстрировать определенный навык или способ поведения. В#nbsp;этой образовательной парадигме цель не#nbsp;только обучение знаниям и#nbsp;навыкам, но#nbsp;и#nbsp;воспитание выпускника, способного (умеющего и#nbsp;активно практикующего) включиться в#nbsp;созидательную профессиональную исследовательскую и (или) инновационную деятельность сразу после выпуска или даже еще во#nbsp;время учебы.

Едва#nbsp;ли кто-нибудь не#nbsp;согласится с#nbsp;тем, что лекциями, дебатами и#nbsp;чтением книг нельзя научить водить машину. Почему#nbsp;же мы#nbsp;настаиваем на#nbsp;обучении лекциями гораздо более сложным, чем вождение машины, видам деятельности?

Воспитание субъектности и#nbsp;созидательной пассионарности (хочу#nbsp;— могу#nbsp;— делаю) возможно только через последовательное погружение учащихся в#nbsp;ситуации, в#nbsp;которых они вынуждены делать то, что мы#nbsp;хотим развить (воспитать), при этом рефлексия#nbsp;— необходимый и#nbsp;один из#nbsp;наиболее ценных инструментов обучения. Образовательный процесс в#nbsp;значительной своей части должен моделировать именно ту#nbsp;деятельность, к#nbsp;которой мы#nbsp;учащегося готовим.

Например, если мы#nbsp;хотим научить учащегося ставить задачи#nbsp;— надо этим целенаправленно заниматься, давать право ставить задачи, создавать ситуации, в#nbsp;которых учащийся должен ставить задачи, и#nbsp;т.#nbsp;д. Целевому поведению нельзя научить за#nbsp;лекциями и#nbsp;семинарами, с#nbsp;этой задачей лучше всего справляется проектное обучение, при условии правильного проектирования образовательной программы, когда „маршрут“, метод и#nbsp;инструменты достижения цели определяются исходя из#nbsp;ясного понимания цели обучения и#nbsp;исходного состояния учащихся.»
Виктор Имакаев, заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Пермского государственного национального исследовательского университета, рассказал о#nbsp;десятилетнем опыте проведения Пермской краевой метапредметной олимпиады для#nbsp;учащихся школ. Это 1000 подготовленных педагогов и#nbsp;более 100 экспертов, а#nbsp;также опыт обучения и#nbsp;тех, и#nbsp;других аргументации в#nbsp;дискуссии.
«Как развиваются метапредметные навыки? —#nbsp;поднял вопрос Виктор Имакаев. —#nbsp;Существует множество точек зрения. Первая: сами собой. Вторая: на#nbsp;каждом предмете каждым учителем. Третья (и#nbsp;моя): на#nbsp;метапредметных модулях, практиках, в#nbsp;специально организованных местах.

Понятно, что даже если ничего искусственно не#nbsp;делать, часть выпускников будут уметь публично выступать, интерпретировать текст, выдвигать аргументы и#nbsp;задавать вопросы. В#nbsp;университетах#nbsp;же модель „все отвечают за#nbsp;всё“, когда универсальные компетенции распределяются между дисциплинами на#nbsp;глазок, приводит к#nbsp;тому, что в#nbsp;результате студенты как не#nbsp;умели публично выступать (аргументировать, работать в#nbsp;команде), так и#nbsp;не#nbsp;умеют.

Речь идет не#nbsp;о#nbsp;том, за#nbsp;каким предметом „закрепить“ развитие конкретного мягкого навыка, а#nbsp;о#nbsp;том, кто персонально может (и#nbsp;хочет) развивать конкретный навык. Моя идея#nbsp;— в#nbsp;разделении труда.

Важно провести анализ педколлектива#nbsp;— кто и#nbsp;чем владеет? Опыт нашего университета говорит о#nbsp;том, что примерно 3−5% преподавателей может научить техникам аргументации, например. И#nbsp;я#nbsp;уверен, что необходимо выделять целенаправленно практикумы и#nbsp;модули по#nbsp;развитию мягких навыков. Это важная часть индивидуальной образовательной траектории студентов.

Как это делаю я? Пример декомпозиции навыка „аргументация“: понимание предмета дискуссии, выбор позиции, поиск аргументов (работа с#nbsp;поисковой строкой, выбор надежных источников, различение прямых и#nbsp;косвенных аргументов, различение сильных и#nbsp;слабых аргументов с#nbsp;учетом предмета дискуссии, формулировка аргументов „в#nbsp;своем языке“) и#nbsp;выстраивание последовательности аргументов.

Развитие мягких навыков#nbsp;— передовой край педагогической деятельности, к#nbsp;которому мы#nbsp;только-только приступаем. И#nbsp;дело тут не#nbsp;в#nbsp;перечне навыков, универсальных компетенций, метапредметных результатов. Важны реальные практики и#nbsp;их#nbsp;рефлексия.»
Сергей Степанов, заместитель директора Института образования Томского государственного университета, обратил внимание, что весь 20 век, по#nbsp;сути, определялся поисками деятельностного подхода в#nbsp;обучении:
«Сегодня, если мы#nbsp;посмотрим на#nbsp;жизнь в#nbsp;условиях неопределенности, мы#nbsp;выйдем на#nbsp;задачи, связанные с#nbsp;тем, как человек сам себя регулирует, контролирует, определяет, настраивает, готовит и#nbsp;т.#nbsp;д. То#nbsp;есть вопрос о#nbsp;полноте его самостоятельности. Нужно смотреть на#nbsp;среду университета как среду самореализации, так как это очень значимо для#nbsp;молодежи. Растрачивает#nbsp;ли себя человек на#nbsp;развлечения или выбирает такие занятия, которые позволяют ему становиться значимым, иметь перспективу.

Качество индивидуализации образования#nbsp;— это не#nbsp;только среда с#nbsp;избыточным количеством вариативных образовательных и#nbsp;социальных ресурсов. Важна инициативность, возможность студента влиять на#nbsp;свое развитие для#nbsp;реализации своего запроса, заказа, цели.

Результативность такого сдвига к#nbsp;самостоятельному действию помогают сделать позиции и#nbsp;сервисы, которые обеспечивают тьюторское сопровождение как построения, так и#nbsp;реализации студентом своей индивидуальной образовательной траектории, маршрута, программы в#nbsp;социокультурной и#nbsp;образовательной среде жизнедеятельности.

Обратим внимание, что около 90% абитуриентов приходят без навыков самостоятельности. Для#nbsp;устойчивости проявления и#nbsp;формирования навыков самостоятельности необходимы организационные и#nbsp;управленческие условия, включая ресурсы среды для#nbsp;осознанности, для#nbsp;самообразования, саморазвития и#nbsp;самореализации студента по#nbsp;индивидуальной образовательной программе.

В#nbsp;настоящий момент мы#nbsp;стремимся обеспечить студентов форматами и#nbsp;цифровыми сервисами для#nbsp;самоопределения, самоорганизации, самонавигации, самоподготовки, самоанализа, самооценки и#nbsp;самореализации. В#nbsp;университете работают форматы группового и#nbsp;индивидуального тьюториала, марафон самореализации, тьюторский киноклуб и#nbsp;клуб самоопределения, внедряется система управления этими процессами на#nbsp;основе данных.»
Надежда Федорова, руководитель программы развития Тюменского государственного университета:
«В#nbsp;нашем университете централизованно программа развития универсальных навыков студентов реализуется на#nbsp;первой ступени обучения как общеуниверситетская задача. На#nbsp;дальнейших этапах каждое решение принимается руководителями отдельных образовательных программ.

В#nbsp;общеуниверситетском пространстве под это выделен набор дисциплин#nbsp;— „ядро“#nbsp;— мы#nbsp;дополнили требования ФГОС разнообразными навыками аналитической компетентности студентов. По#nbsp;двум программам проведен экспериментальный запуск, когда студенты выбирают, по#nbsp;какому из#nbsp;треков им#nbsp;обучаться.

Что нам в#nbsp;этом смысле дают ИОТ? Мы#nbsp;постоянно меняем учебные команды, что дает естественный навык работы в#nbsp;сменяющихся коллективах. Таким образом, развивается коммуникация, презентационные навыки и#nbsp;взаимодействие как с#nbsp;субъектами, так и#nbsp;с#nbsp;объектами-дисциплинами. Целенаправленно тренируем навыки публичного высказывания и#nbsp;вопрошания#nbsp;— как задать вопрос профессору, на#nbsp;что сослаться в#nbsp;речи? Проводим на#nbsp;входе комплексную диагностику по#nbsp;перечню мягких навыков силами центра тьюторского сопровождения. По#nbsp;итогам даем рекомендации по#nbsp;конструированию ИОТ.

Затем#nbsp;— уточняющая диагностика динамики изменений, и#nbsp;снова рекомендации по#nbsp;выбору активностей. Также мы#nbsp;учим преподавателей работать в#nbsp;проблемном залоге, что должно позволить им#nbsp;развивать мягкие навыки студентов более эффективно. Стараемся, чтобы студенты видели практический эффект от#nbsp;развития своих мягких навыков#nbsp;— простой пример с#nbsp;соблюдением дедлайнов, когда за#nbsp;своевременность ты#nbsp;получаешь определенные „плюшки“.

Постоянная поддержка активностей приводит к#nbsp;новым результатам#nbsp;— так, третьекурсники разработали сервис по#nbsp;сбору отзывов на#nbsp;элективы, которым могут пользоваться все студенты. В#nbsp;целом внедрение ИОТ приводит к#nbsp;серьезным позитивным изменениям в#nbsp;целеполагании студентов и#nbsp;системном взаимодействии с#nbsp;университетом. Пример изменений с#nbsp;первых лет обучения с#nbsp;применением ИОТ: наши студенты в#nbsp;незнакомой аудитории чувствуют себя спокойно, умеют преодолевать социальные барьеры с#nbsp;первого курса.»
Оксана Бугаенко, проректор по#nbsp;цифровой трансформации, директор проекта Digital Arctic Северного (Арктического) федерального университета имени М.#nbsp;В.#nbsp;Ломоносова, рассказала о#nbsp;подходах своего университета:
«Главный вопрос: что мы#nbsp;хотим развивать? Мы#nbsp;выбрали основополагающими скиллами, над развитием которых работает САФУ, следующие: предпринимательское мышление, лидерство и#nbsp;работа в#nbsp;команде, критическое мышление, саморазвитие, цифровая культура и#nbsp;проектная работа. Во#nbsp;все наши образовательные программы включен общеуниверситетский инвариант.

Есть базовое ядро#nbsp;— модули и#nbsp;разделы, которые являются обязательными для#nbsp;изучения, но#nbsp;мы#nbsp;проектируем пространство так, чтобы у#nbsp;студентов была возможность выбора, у#nbsp;кого и#nbsp;с#nbsp;применением каких технологий их#nbsp;изучать. Например, дисциплина „Логика“ у#nbsp;нас читается в#nbsp;трех вариациях#nbsp;— от#nbsp;традиционного подхода до#nbsp;неформальной логики, мы#nbsp;в#nbsp;режиме эксперимента.

Возникает вопрос, какова роль студента: слушатель, активный участник проекта, постановщик задач себе и#nbsp;группе? Какова здесь роль преподавателя#nbsp;— продюсер, коуч, наставник, трекер, эксперт, лектор, менеджер проекта?

Мы#nbsp;формируем команды с#nbsp;разными подходами, некоторые коллеги объединяются совершенно непостижимым образом и#nbsp;одну и#nbsp;ту#nbsp;же тему обсуждают в#nbsp;виде баттлов, например, приглашая людей из#nbsp;внешнего для#nbsp;университета окружения. Курс могут читать вместе с#nbsp;нашими преподавателями практики по#nbsp;определенным направлениям. Внедряются интенсивы введения в#nbsp;предпринимательские компетенции. Разные приглашенные преподаватели также формируют среду для#nbsp;развития мягких навыков студентов в#nbsp;силу разницы подходов. Вопрос оценки мягких навыков открыт, и#nbsp;это тема для#nbsp;обсуждения. В#nbsp;рамках формирования пространства мы#nbsp;выяснили запрос у#nbsp;ребят. И#nbsp;в#nbsp;ИТ-парке появилась стена с#nbsp;недозаполненными ячейками, ребята подходят, читают, обсуждают.»
Дмитрий Зверев, модератор митапа, консультант-аналитик ИОТ-университета, так резюмировал итоги:
«Выпускник сталкивается с#nbsp;неким голодом на#nbsp;оценку своих компетенций, получая бинарную связь в#nbsp;результате переговоров, в#nbsp;беседах с#nbsp;эйчарами. Корпорации также часто навязывают свою модель мира. В#nbsp;этом смысле у#nbsp;университетов появляется возможность ответить на#nbsp;этот голод и#nbsp;занять свою определенную нишу, что было#nbsp;бы ценно и#nbsp;для студентов, и#nbsp;для университета.

Важно определяться не#nbsp;только с#nbsp;компетенциями, индикаторами, но#nbsp;даже и#nbsp;с#nbsp;самим подходом. Видимо, нужно несколько компонентов: системность в#nbsp;реализации своей модели, команда по#nbsp;развитию мягких навыков, и, конечно, рефлексия, потому что студенту надо предоставить трансформирующий опыт и#nbsp;возможность себя оценить.

Думаю, за#nbsp;self и#nbsp;soft skills будущее. Знания устаревают, нужны самообучающиеся и#nbsp;адаптирующиеся выпускники, о#nbsp;чем мы#nbsp;сегодня и#nbsp;говорили.»
Развить тему эксперты предполагают на#nbsp;ИОТ-слёте для#nbsp;ИТ-команд вузов, который пройдет 1−2#nbsp;июня в#nbsp;Москве.