ИОТ-Консорциум

Эксперты Modeus выступили на конференции «Цифровизация инженерного образования»

2023-04-13 13:03
11−13#nbsp;апреля состоялась#nbsp;II Всероссийская онлайн-конференция «Цифровизация инженерного образования», которая проходит при участии представителей вузов и#nbsp;бизнеса. Цель мероприятия#nbsp;— перезагрузка цифрового образования в#nbsp;России.

В#nbsp;конференции участвовали Павел Музыка, гендиректор ИОТ-университета, главный архитектор Modeus, и Илья Дубинский, директор CUSTIS по#nbsp;образовательным продуктам и#nbsp;технологиям.

В#nbsp;пленарной дискуссии Павел Музыка обратил внимание коллег на#nbsp;структуру востребованности областей наук иностранными студентами российских вузов.

По#nbsp;данным Project Atlas, российские университеты в#nbsp;2022 году в#nbsp;большинстве своем привлекали иностранных студентов в#nbsp;направлении STEM (естественные науки, технология, инженерия и#nbsp;математика)#nbsp;— 55%, бизнес и#nbsp;менеджмент#nbsp;— 17%, все другие#nbsp;— 28%. И#nbsp;это хороший показатель.

Как считает эксперт, проектное обучение помогает преодолеть разрыв между потребностью в#nbsp;молодых инженерах «здесь и#nbsp;сейчас» и#nbsp;временем их#nbsp;классической шестилетней подготовки.
«В#nbsp;проектном обучении много подводных камней и#nbsp;существует большая разница между проектным подходом как проектным обучением и#nbsp;достаточно формальным аналогом#nbsp;— выполнение проектов как стандартная практика курсовых работ, например. Последняя не#nbsp;меняет сам подход, пусть и#nbsp;дает задачи сопоставимой сложности. Но#nbsp;— нет той „магии“ командной работы.»
В#nbsp;чем#nbsp;же принципиальные отличия?

При реализации истинного проектного подхода нужен новый дизайн образовательных программ для#nbsp;поддержки проектного обучения, должен быть услышан голос самого студента, а#nbsp;также важна опора на#nbsp;самостоятельные решения студентов, а#nbsp;не#nbsp;сугубо инструкции преподавателя. Следовательно, такое обучение сильно индивидуализировано и#nbsp;требует организации работы малыми группами#nbsp;— здесь действует принцип вовлеченности, потому что «пассажиры» ничему не#nbsp;научатся. Оценивание проектов: в#nbsp;полноценном проектном обучении студенты принимают участие в#nbsp;оценивании перекрестном и#nbsp;проекта, и#nbsp;друг друга.
«Анализируя множество практик, мы#nbsp;в#nbsp;своем подходе выделили пять столпов проектного обучения:

  • конвенциональное соглашение об#nbsp;образовательных результатах, и#nbsp;оно рождается в#nbsp;диалоге;

  • новая дидактика и#nbsp;структура программ;

  • система подготовки проектных наставников (руководителей, менторов#nbsp;— важна суть, чтобы они разделяли базовые принципы и#nbsp;владели инструментами работы с#nbsp;командами, управлением групповой динамикой вплоть до#nbsp;конфликтологии);

  • вовлечение партнеров в#nbsp;учебный процесс;

  • и#nbsp;цифровые решения#nbsp;— заметьте, я#nbsp;назвал их#nbsp;в#nbsp;последнюю очередь, потому что без всего вышеперечисленного они не#nbsp;работают.»
Музыка пригласил участников конференции работать над этим вместе в#nbsp;рамках ИОТ-консорциума и#nbsp;на ИОТ-слёте, который состоится в#nbsp;Москве 1−2#nbsp;июня.

Директор CUSTIS по#nbsp;образовательным продуктам и#nbsp;технологиям Илья Дубинский выступил с#nbsp;докладом «Новые задачи и#nbsp;методы образования и#nbsp;цифровая повестка#nbsp;— что стоит во#nbsp;главе и#nbsp;что следует?».

Прежде, чем углубляться в#nbsp;обсуждение цифровых методов, вуз должен ответить на#nbsp;вопросы: зачем он#nbsp;собирается эти методы применять, и что он#nbsp;с#nbsp;их помощью собирается осуществить.
«Есть общее понимание, что инженерное образование нужно менять. Но#nbsp;прежде, чем ответить себе на#nbsp;вопрос как менять, надо найти ответы на#nbsp;вопросы зачем и что. Когда мы#nbsp;говорим о#nbsp;цифровой повестке, мы#nbsp;пытаемся ответить на#nbsp;вопрос как: как мы#nbsp;собираемся сделать что-то и#nbsp;масштабировать это на#nbsp;большое количество студентов.»
Каждый вуз должен решить для#nbsp;себя, зачем?

Именно по#nbsp;ответу на#nbsp;этот вопрос будут впоследствии измеряться успехи и#nbsp;неудачи. В#nbsp;качестве примера, MIT отвечает на#nbsp;этот вопрос так: «Мы#nbsp;хотим сделать наш университет максимально социально и#nbsp;экономически влиятельным в#nbsp;стране (и#nbsp;мире)». Возможно, ваш вуз согласится с#nbsp;такой постановкой задачи, возможно, нет, но#nbsp;начиная проекты больших изменений нужно ясно понимать, зачем это делаешь.

Если мы#nbsp;примем за#nbsp;стартовую точку тезис о#nbsp;повышении значимости вуза для#nbsp;общества и#nbsp;экономики, то#nbsp;стоящая перед ним задача раскладывается на#nbsp;три компонента: образование, исследовательская работа и#nbsp;инновации как превращение знаний в#nbsp;пользу. Если какая-то компонента упускается, вуз точно не#nbsp;сможет стать передовым или удержаться на#nbsp;передовых позициях. Сегодня нет ни#nbsp;одного вуза ни#nbsp;в#nbsp;России, ни#nbsp;в#nbsp;мире, одинаково успешно решающего все три задачи. Чаще всего проблема есть в#nbsp;каждой из#nbsp;трех, но#nbsp;это только подчеркивает необходимость работать над их#nbsp;решением.

Ответ на#nbsp;вопрос что?

Это обсуждение того, что, собственно, вуз планирует сделать.

Начать необходимо с#nbsp;обсуждения цели. Большинство вузов сегодня пришло к#nbsp;пониманию, что цель не#nbsp;только обучение знаниям и#nbsp;навыкам, но, в#nbsp;первую очередь, воспитание выпускника, способного (умеющего и#nbsp;активно практикующего) включиться в#nbsp;созидательную профессиональную исследовательскую и#nbsp;инновационную деятельность еще во#nbsp;время учебы или сразу после выпуска.

Как это сделать?

Стартовая точка#nbsp;— определить образ «своего» абитуриента (да, все абитуриенты разные, но#nbsp;у#nbsp;абитуриентов каждого вуза есть обобщающие характеристики). Целеполагание: определить образ результата#nbsp;— целевого выпускника, которого вуз планирует создавать (обучать, воспитывать). Выстраивание образовательной программы становится выстраиванием пути от#nbsp;определенного вами старта до#nbsp;финиша.
Инструментарий: на#nbsp;сегодня это три наиболее востребованных инструмента#nbsp;— массовое проектное обучение, полноценное гибридное сетевое образование и#nbsp;помогающие организовывать образовательный процесс ИТ-платформы и#nbsp;продукты.

Именно ИТ-платформы и#nbsp;продукты позволяют выстраивать образовательные пространства, использовать новые методы и#nbsp;подходы, масштабировать на#nbsp;большие группы, не#nbsp;теряя качества, оптимально и#nbsp;эффективно использовать редкие, ценные дорогие ресурсы (время привлеченных ППС и#nbsp;экспертов, оборудование, время студентов). То#nbsp;есть позволяют вам осуществить ваши амбициозные планы, дают возможность достичь максимального эффекта с#nbsp;теми ресурсами, которые у#nbsp;нас есть.

Развитие темы#nbsp;— на ИОТ-слёте для#nbsp;ИТ-команд вузов, который пройдет 1−2#nbsp;июня в#nbsp;Москве.