ИОТ-Консорциум

Проектное обучение — новое электричество для системы образования

2023-06-23 15:37
ИОТ-консорциум и#nbsp;консорциум «Новое инженерное образование» ищут общий подход к#nbsp;проектному обучению

В#nbsp;Томске на#nbsp;базе ТПУ прошел совместный семинар ИОТ-консорциума и#nbsp;консорциума «Новое инженерное образование» на#nbsp;тему «Проектное обучение как педагогическая технология».

Тема проектного обучения вызвала горячую дискуссию на#nbsp;недавно прошедшем Втором всероссийском ИОТ-слете, в#nbsp;продолжение дискуссии университеты поделились кейсами для#nbsp;совместной проработки общности модели проектного обучения.
В#nbsp;работе семинара приняли участие НГУ, ТПУ, ТГУ, СибГИУ, УГНТУ, НГТУ, ЛЭТИ, ГУАП, ТюмГУ, ТГПУ, ТГАСУ, модератор семинара#nbsp;— команда ИОТ-университета.
Начальник управления стратегии образования НГТУ Наталья Плотникова рассказала, что НГТУ НЭТИ проектной деятельностью студенты занимаются с#nbsp;2019 года:
«На#nbsp;сегодняшний день в#nbsp;эту деятельность вовлечены около 6000 студентов (1 и#nbsp;2 курсы) в#nbsp;рамках обязательной дисциплины „Основы проектной деятельности“. Основной особенностью этой дисциплины является, прежде всего, междисциплинарность команд. Студенты разных направлений объединяются рандомно в#nbsp;команды на#nbsp;1 курсеи в#nbsp;таком составе выполняют проекты. Это необходимо для#nbsp;того, чтобы в#nbsp;процессе выполнения проекта студенты могли примерить на#nbsp;себя разные роли, отработать как профессиональные, так и#nbsp;надпрофессиональные навыки. Вторая важная особенность заключается в#nbsp;нацеленности проекта на#nbsp;продуктовый результат. В#nbsp;НГТУ НЭТИ создана площадка „Центр студенческой проектной деятельности“, оснащенная современным технологическим оборудованием, где студентам помогают довести их#nbsp;идею до#nbsp;реального продуктового результата».
Проректор по#nbsp;развитию основных образовательных программ СибГИУ Ольга Приходько поделилась опытом проектного обучения университета в#nbsp;рамках основных образовательных программ среднего профессионального и#nbsp;высшего образования, которое ведется с#nbsp;2016 года:
«В#nbsp;2023 году в#nbsp;университете осуществлена пересборка образовательных программ Института передовых инженерных технологий. В#nbsp;новое образовательное пространство инженерного бакалавриата войдут все первокурсники 2023 года набора пилотного института. „Инженерный бакалавриат“#nbsp;— это ориентированная на#nbsp;производственные процессы и#nbsp;проекты развития, инновационная модель образовательных программ, разработанная и#nbsp;реализуемая СибГИУ совместно с#nbsp;экспертами ЕВРАЗа. В#nbsp;основе новых образовательных программ лежат 8 последовательно выполняемых проектов с#nbsp;возрастающей сложностью, которые каждый студент пройдет с#nbsp;первого семестра до#nbsp;выпуска. Проектное обучение основано на#nbsp;актуальных производственных задачах развития ЕВРАЗ ЗСМК, сопровождается руководителем от#nbsp;университета и#nbsp;наставником#nbsp;— инженером от#nbsp;профильного подразделения комбината и#nbsp;предполагают тесную связь теории и#nbsp;практической деятельности на#nbsp;производственных площадках. Образовательная программа предполагает возможность смены образовательного маршрута; выстраивание индивидуального карьерного трека, начиная с#nbsp;1 курса; возможность выбора тематики проектов по#nbsp;направлению совершенствования технологии или цифровой трансформации производства».
Директор Евразийской Политехнической школы УГНТУ Денис Гулин отметил, что на#nbsp;базе школы проектная деятельность запущена в#nbsp;виде междисциплинарных инженерных проектов студентов 1−2 курсов:
«Это проектирование машины Голдберга, конструирование робототехнических систем, моделирование технологических процессов. Важно, чтоб в#nbsp;процесс реализации проектов были вовлечены преподаватели всех дисциплин: от#nbsp;математики до#nbsp;софт-дисциплин, только это может дать положительный результат. Семинар#nbsp;— отличное место для#nbsp;обмена опытом между университетами. Радует, что участники делились не#nbsp;только победами, но#nbsp;и#nbsp;совершенными ошибками#nbsp;— это, безусловно, помогает при разработке новых образовательных проектов в#nbsp;вузе».
Ассистент кафедры «Электротехника и#nbsp;электрооборудование предприятий» УГНТУ Андрей Бодылев рассказал:
«При организации проектного обучения мы#nbsp;решили создать не#nbsp;просто предмет в#nbsp;рамках учебного процесса, а#nbsp;целую программу взаимодействия „Vproekte“#nbsp;— это программа взаимодействия студентов и#nbsp;преподавателей с#nbsp;руководством вуза и#nbsp;индустриальными партнерами, нацеленными на#nbsp;получение продуктового результата. В#nbsp;рамках интеграции проектного обучения в#nbsp;образовательный процесс были созданы проектные мастерские, в#nbsp;которых обучались студенты 1-го курса горно-нефтяного факультета».
Заместитель проректора по#nbsp;образовательной деятельности ТПУ Елена Кабаева поделилась планами университета:
«Томский политех акцентирует внимание на#nbsp;том, что одной из#nbsp;составляющих успеха проектного обучения является квалификация проектных наставников. А#nbsp;это требует трансформации педагогических подходов и#nbsp;развенчания таких стереотипов, как: „руководить проектом может каждый“, „преподаватели прекрасно с#nbsp;этим справляются“, „курсовые проекты#nbsp;— это и#nbsp;есть проектное обучение“ и#nbsp;т.#nbsp;п. Совместно с#nbsp;Консорциумом „Новое инженерное образование“ и#nbsp;ИОТ-университетом мы#nbsp;запускаем программу „Руководитель междисциплинарного проекта в#nbsp;Университете“, которая направлена на#nbsp;развитие преподавательских навыков за#nbsp;пределами аудиторных форматов. Это программа широкой полезности: во-первых, преподаватель проектирует собственную карту руководства проектом, ведь проект всегда имеет уникальный результат. А#nbsp;это означает, что подход к#nbsp;руководству тоже должен быть проектным, чтобы составить план и#nbsp;минимизировать риски недостижения результата. Во-вторых, университет получает возможность развить среду (в#nbsp;том числе цифровую) поддержки проектной деятельности студентов. На#nbsp;наш взгляд, эта программа#nbsp;— мощный импульс развития проектного обучения в#nbsp;университетах. Ее#nbsp;изюминкой является руководство проектами межпрограммными, с#nbsp;уникальными результатами и, пожалуй, впервые в#nbsp;программах такого типа выделяется два типа результатов: продуктовый и#nbsp;образовательный».
Лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко поделился выводами по#nbsp;итогам семинара:
«Ключевые результаты работы семинара заключаются в#nbsp;формировании зон развития проектного обучения и#nbsp;его проблемного поля. Дискуссия на#nbsp;семинаре разворачивалась вокруг проблемы целеполагания и#nbsp;выбора варианта реализации проектного обучения. Относительно какие целей необходимо перестраивать всю образовательную программу целиком или#nbsp;же достаточно выделить несколько зачетных единиц в#nbsp;семестр. Без ясно сформулированной цели, стратегического целеполагания невозможно определить роль и#nbsp;назначение проектного обучения, а#nbsp;также сложность самой модели проектного обучения. Это#nbsp;же относится и#nbsp;к#nbsp;модели управления проектным обучением, которая требует и#nbsp;целеполагания и#nbsp;набора показателей качества и#nbsp;продуктивности проектного обучения, особенно в#nbsp;разрезе достигаемых результатов обучения. Второй значимой областью развития проектного обучения выделяется вопрос подготовки и#nbsp;привлечения проектных наставников. Это один из#nbsp;ключевых дефицитов реализации проектного обучения, и#nbsp;фундаментальный риск этой педагогической практики. Хорошим решением должна стать совместная работа университетов и#nbsp;партнеров по#nbsp;производству специальных проектно-ориентированных программ подготовки кураторов проектов. Третьей зоной развития можно назвать вопрос вовлечения студентов и#nbsp;преподавателей в#nbsp;этот формат взаимодействия. Не#nbsp;всегда студенты и#nbsp;преподаватели понимают необходимость и#nbsp;ценность проектного обучения, не#nbsp;видят его как способ достижения образовательного результата, что сказывается на#nbsp;качестве, вовлеченности и#nbsp;отношении к#nbsp;проектному обучению. Заметим, это происходит не#nbsp;из-за того, что что-то не#nbsp;так с#nbsp;самим подходом, а#nbsp;скорее отторжение проектного обучения является следствием непонимания, сложности, а#nbsp;иногда и#nbsp;простым нежеланием менять устоявшуюся за#nbsp;десятки лет преподавательскую деятельность. Эти и#nbsp;другие зоны развития и#nbsp;вызовы для#nbsp;проектного обучения, конечно, важно решать сообща, вовлекая разных представителей университетского сообщества, поэтому так важно делиться практиками, проблематизировать и#nbsp;делиться наработками в#nbsp;реализации, моделировании и#nbsp;управлении проектным обучением в#nbsp;современном университете.

С#nbsp;точки зрения практики ИОТ-Университета проектное обучение является довольно мощной педагогической технологией, которая требует сильной амбиции университета и#nbsp;реальной необходимости создавать проектно-ориентированные образовательные программы. Логистика программ с#nbsp;проектным обучением усложняется, разнообразие компетенций и#nbsp;ролей, которые требует реализация проектного обучения, возрастает, и#nbsp;все это требует управления. Поэтому проектирование модели проектного обучения необходимо таким образом, чтобы ожидаемая польза проектного обучения соотносилась и#nbsp;со#nbsp;стратегической целью, и#nbsp;с#nbsp;возможностями университета. В#nbsp;противном случае, качество проектного обучения будет снижаться, а#nbsp;сама практика выродится до#nbsp;использования времени проектного обучения в#nbsp;других образовательных активностях".
Директор CUSTIS по#nbsp;образовательным продуктам и#nbsp;технологиям Илья Дубинский считает, что проектное обучение является мощным образовательным инструментом, специально направленным на#nbsp;обучение в#nbsp;парадигме образовательной философии Социальной эффективности:
«Но#nbsp;поскольку большинство российских вузов всё ещё живёт и#nbsp;функционирует в#nbsp;традиционной Академической парадигме, проектное обучение зачастую воспринимается чуждым, необязательным и#nbsp;большинству преподавателей и#nbsp;администраторов непонятно. На#nbsp;практике, в#nbsp;большинстве случаев, проектное обучение заменяется вовлечением студентов в#nbsp;проектную деятельность того или иного рода#nbsp;— лучше чем ничего, но#nbsp;не#nbsp;использует возможности метода. В#nbsp;то#nbsp;же время необходимо осознавать, что амбициозные планы по#nbsp;подготовке современных инженеров, исследователей, управленцев, общественников, в#nbsp;которых прописаны обучение навыкам и#nbsp;метакомпетенциям, воспитание субъектности, ответственности и#nbsp;патриотизма#nbsp;— невозможны без полноценного внедрения проектного образования, и#nbsp;тем самым, в#nbsp;качестве одного из#nbsp;условий, осознанного перехода вуза к#nbsp;образовательной философии Социальной эффективности. Самый значительный вызов в#nbsp;том, что для#nbsp;полноценного внедрения проектного обучения и#nbsp;достижения желаемых эффектов необходимо изменить баланс времени и#nbsp;ресурсов, уделяемых традиционным предметам и#nbsp;курсам, использующим новые методы, такие как проектное и#nbsp;продуктовое обучение, learning-by-doing, и#nbsp;т.#nbsp;д. Этот кажущийся на#nbsp;первый взгляд простым шаг совсем не#nbsp;прост, так как потребует от#nbsp;вуза существенных организационных и#nbsp;структурных изменений, воспитания преподавательских кадров нового типа, изменения организации и#nbsp;оплаты труда и#nbsp;поощрений, и#nbsp;это еще не#nbsp;все. Следующий из#nbsp;наиболее значительных вызовов#nbsp;— подготовка преподавателей, способных создавать курсы, использующие проектное обучение как метод, взаимодействовать с#nbsp;учащимися и#nbsp;учить в#nbsp;парадигме социальной эффективности и#nbsp;мотивированных делать это».
Насколько необходимо проектное обучение как сущность, в#nbsp;дискуссии на#nbsp;Втором всероссийском ИОТ-слёте четко обозначил к. т. н., профессор кафедры ИКТ, руководитель лаборатории искусственного интеллекта Московского Политеха, разработчик методических рекомендаций Минобрнауки#nbsp;РФ по#nbsp;реализации перевернутого учебного плана Андрей Филиппович:
«Все технические университеты и#nbsp;другие, где возможна проектная продуктовая деятельность, должны внедрять проектную деятельность. А#nbsp;иначе они проиграют и#nbsp;исчезнут. Все современные продукты мы#nbsp;будем делать в#nbsp;команде, жизненный цикл будет сокращаться. Проектное обучение#nbsp;— это новое электричество для#nbsp;системы образования».
Ч.Т.Д., как говорили и говорят университеты.