ИОТ-Консорциум

В центре внимания — студент

2023-05-29 16:35
Томский государственный университет систем управления и#nbsp;радиоэлектроники#nbsp;— самый молодой из#nbsp;томских университетов и#nbsp;позиционирует себя как предпринимательский исследовательский университет, который готовит кадры для#nbsp;высокотехнологичных отраслей экономики, внедрения инновационных образовательных и#nbsp;исследовательских программ, прикладных разработок новой техники, аппаратуры и#nbsp;систем управления. Задача создания и#nbsp;развития культурной, образовательной, научной и#nbsp;инновационной среды, обеспечивающей достижение успеха выпускниками, предполагает поиск инструментов ее#nbsp;достижения. Один из#nbsp;таких инструментов#nbsp;— внедрение ИОТ (индивидуальных образовательных траекторий).
Ректор ТУСУРа Виктор Рулевский считает, что главный запрос сейчас таков:
«Педагогические технологии и#nbsp;образовательная политика должны быть „студентоцентричными“, нужна индивидуальная траектория обучения на#nbsp;системной, массовой основе. В#nbsp;создании базы для#nbsp;такой модели сильна команда ИОТ-университета. Ещё один важный пункт#nbsp;— это „сшивка“ науки с#nbsp;образованием, ведь через практику знания осваиваются лучше. Важно укреплять связи с#nbsp;компаниями-партнерами».
В#nbsp;рамках стратсессии команда университета разрабатывала стратегическое видение образовательной политики университета, сценарий ее#nbsp;разворачивания и#nbsp;формирования команды проекта. Прежде всего, это формулировка целевой структуры пути студента от#nbsp;инженерных классов до#nbsp;аспирантуры, разработка стратегической дорожной карты программы развития образовательной политики университета в#nbsp;связке с#nbsp;длинными треками инноватики и#nbsp;подготовки исследователей. Для#nbsp;построения стратегии ИОТ в#nbsp;университете важно сформулировать образ выпускника, определить ключевые педагогические технологии и#nbsp;предполагаемые образовательные результаты, а#nbsp;на#nbsp;этой основе#nbsp;— проработать вопросы организационных изменений, перспективного ландшафта сервисов и#nbsp;ИТ-ландшафта.
Проректор по#nbsp;учебной работе ТУСУРа Павел Сенченко убежден, что сегодня университеты живут в#nbsp;режиме жесткой конкуренции за#nbsp;лучшие молодые умы:
«То, что ТУСУР вошел в#nbsp;ряд знаковых программ („Приоритет-2030“, ПИШ, „Гентех“, Центр компетенций НТИ), дало нам не#nbsp;только дополнительные ресурсы и#nbsp;окна возможностей, вместе с#nbsp;этим на#nbsp;нас возлагается дополнительная ответственность за#nbsp;подготовку кадров для#nbsp;экономики России.

Нам нельзя жить в#nbsp;старых координатах#nbsp;— абитуриент сейчас очень разборчивый, он#nbsp;смотрит не#nbsp;только и#nbsp;не#nbsp;столько на#nbsp;рейтинги университетов, но#nbsp;и#nbsp;на содержание образовательных программ и#nbsp;учебных планов. И#nbsp;наша задача критично посмотреть на#nbsp;существующую образовательную модель в#nbsp;ТУСУРе и#nbsp;предложить в#nbsp;итоге стратегической сессии те#nbsp;первые шаги, которые приведут к#nbsp;изменению образовательной политики, когда мы#nbsp;сможем оптимизировать процесс обучения, исходя из#nbsp;потребностей студента, рынка труда, экономики государства.

Сегодняшняя наша образовательная модель не#nbsp;дает достаточно возможностей для#nbsp;маневров по#nbsp;индивидуализации траекторий обучения, но#nbsp;есть и#nbsp;хорошие примеры, когда в#nbsp;рамках группового проектного обучения у#nbsp;студентов есть реальный шанс заниматься интересными реальными проектами. В#nbsp;прошлом году мы#nbsp;стартовали программу обучения на#nbsp;„Цифровой кафедре“, когда студенты фактически имеют возможность освоить цифровую профессию. Но#nbsp;это только необходимый минимум#nbsp;— сейчас нужен реальный драйвер индивидуализации, который мы#nbsp;сможем показать нашим студентам уже на#nbsp;входе в#nbsp;ТУСУР, чтобы они понимали, что сами могут конструировать свой образовательный путь».
В#nbsp;команде модераторов стратсессии#nbsp;— консультанты-аналитики ИОТ-университета Александр Елисеенко, Дмитрий Зверев, Елизавета Бочарова, Виктория Казмина, старший менеджер по#nbsp;развитию бизнеса Modeus Светлана Гетманец.
«Мы#nbsp;с#nbsp;ТУСУР работаем над проектом по#nbsp;созданию студентоцентричной образовательной политики в#nbsp;условиях высокого уровня неопределенности и#nbsp;возросших требований рынка и#nbsp;государства. Важно разработать принципиальные схемы для#nbsp;реализации новой образовательной модели с#nbsp;наибольшей гибкостью учебного процесса и#nbsp;возможностью увеличить количество абитуриентов,#nbsp;— рассказала Светлана Гетманец.#nbsp;— Очень радует, что команда ТУСУР считает необходимым сотрудничать с#nbsp;будущими абитуриентами, начиная с#nbsp;5 класса школы, и#nbsp;продолжать#nbsp;— со#nbsp;специалистами уже после выпуска из#nbsp;университета. Вместе мы#nbsp;разрабатываем схемы работы с#nbsp;мотивацией школьников и#nbsp;их#nbsp;родителей, с#nbsp;сообществом выпускников#nbsp;— представителей высокотехнологичного бизнеса.»
1−2#nbsp;июня практику внедрения ИОТ будут обсуждать профессионалы передовых университетов со#nbsp;всей страны на#nbsp;Втором всероссийском ИОТ-слёте в#nbsp;Москве.

Откроют ИОТ-слёт пленарной дискуссией «Локальный цифровой зверинец или прокрустово ложе единообразия. К#nbsp;чему идем?» научный руководитель программы «Приоритет-2030», профессор МШУ «Сколково» Андрей Волков, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов Владимир Рахтеенко, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов, руководитель ФГАНУ «Социоцентр» Андрей Келлер и#nbsp;ректоры российских университетов.
Подробнее на https://iot-slet.ru