ИОТ-Консорциум

Кадры для села: вызовы и возможности

2023-12-07 10:00
6#nbsp;декабря Российский государственный университет народного хозяйства имени В.#nbsp;И.#nbsp;Вернадского провёл форсайт-сессию «Система подготовки кадров для сельских территорий страны: вызовы, тренды и#nbsp;решения».
Елена Певцова, ректор Университета Вернадского, в#nbsp;своём вступительном слове предложила провести мероприятие в#nbsp;конструктивном ключе в#nbsp;режиме диалога и#nbsp;обсудить те#nbsp;вопросы, которые волнуют всех собравшихся и#nbsp;находятся в#nbsp;поле видения различных организаций:
«Сегодня собрались не#nbsp;только представители государственной власти, но#nbsp;и#nbsp;те, кто возглавляет и#nbsp;работает в#nbsp;известных образовательных организациях, ведущих вузах Российской Федерации, кто возглавляет научно-исследовательские институты, кто является практиками. Из-за того, что мы#nbsp;все разные, очень хотелось#nbsp;бы, чтобы сегодня мы#nbsp;нашли возможность обсудить вопросы, связанные с#nbsp;решением важных задач, которые нас объединяют, которые, так или иначе, будут делать нашу страну сильнее».
Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», подчеркнул, что работа вузов и#nbsp;научных организаций является одним из#nbsp;источников развития сельских территорий:
«Страна наша богата сельскими территориями и#nbsp;это имеет несколько измерений: это и#nbsp;абитуриенты для университетов, это и#nbsp;студенты, борьбу за#nbsp;хороших студентов ведут все университеты, это и#nbsp;молодые учёные. Всё это#nbsp;— основа будущего технологического суверенитета, который лежит сегодня в#nbsp;основе и#nbsp;программы „Приоритет 2030“ и#nbsp;программы передовых инженерных школ».
Евгений Сжёнов поблагодарил руководство Университета Вернадского за#nbsp;то, что тема работы с#nbsp;сельскими территориями находится в#nbsp;поле зрения университета и#nbsp;вокруг него растёт консорциум партнёров, который помогает развивать направления работы университета и#nbsp;научные направления, которые в#nbsp;нём базируются.
Сергей Трешкин, заместитель директора Департамента координации деятельности организаций в#nbsp;сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки#nbsp;РФ, поприветствовал от#nbsp;имени департамента всех участников дискуссии и#nbsp;отметил, что аграрное образование оказывает непосредственное влияние на#nbsp;продовольственную безопасность страны. Он#nbsp;подчеркнул, что в#nbsp;условиях цифровизации, роботизации, внедрения генной инженерии особенно важна работа образовательных организаций на#nbsp;пути подготовки кадров, владеющих всеми современными методами работы в#nbsp;области сельского хозяйства.
Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодёжной политики и#nbsp;воспитательной деятельности Минобрнауки#nbsp;РФ, призвал обратить внимание на#nbsp;две целевые группы: молодёжь, которая приехала из#nbsp;села обучаться в#nbsp;крупные города, и#nbsp;на#nbsp;молодых людей, которые трудятся без привязки к#nbsp;рабочему месту, то#nbsp;есть могли#nbsp;бы переезжать в#nbsp;сельские города и#nbsp;развивать там экономику. По#nbsp;мнению Александра Ведехина, для их#nbsp;привлечения важны, во-первых, программы по#nbsp;доступному жилью, части из#nbsp;которых может потребоваться пересмотр, во-вторых, необходима спортивная и#nbsp;досуговая инфраструктура. Замглавы Департамента предложил зафиксировать предложения, изложенные в#nbsp;рамках стратегической сессии, и#nbsp;направить их#nbsp;для рассмотрения возможности включения в#nbsp;стратегию реализации молодёжной политики до#nbsp;2030 года, которая разрабатывается по#nbsp;поручению Президента#nbsp;РФ.
Марина Софронова, заместитель директора Департамента государственной политики в#nbsp;сфере среднего профессионального образования и#nbsp;профессионального обучения Минпросвещения#nbsp;РФ, рассказала о#nbsp;реализации программы «Профессионалитет» и#nbsp;отметила, что программа активно применяется в#nbsp;том числе в#nbsp;сфере агропромышленного комплекса. Она указала на#nbsp;то, что очень важно обращать внимание на#nbsp;комплексное создание атмосферы для молодёжи в#nbsp;сельской местности, то#nbsp;есть не#nbsp;ограничиваться созданием образовательных пространств, но#nbsp;и#nbsp;создавать культурные, досуговые и#nbsp;спортивные пространства.
«СПО исторически играет не#nbsp;только экономическую роль, но#nbsp;имеет и#nbsp;огромное социальное значение. На#nbsp;сельских территориях функционирует более 500 образовательных организаций, включая организации высшего образования, их#nbsp;филиалы, колледжи, филиалы колледжей. Контингент студентов, обучающихся по#nbsp;программам профессионального образования на#nbsp;сельских территориях, составляет уже около 200 тысяч человек. Это большое количество, и#nbsp;оно действительно растёт».
Дмитрий Глушко, ректор МГУ им.#nbsp;Огарева, призвал обратить внимание на#nbsp;то, что проблема с#nbsp;переездом молодых людей в#nbsp;крупные города носит глобальный характер и#nbsp;проявляется во#nbsp;всех странах, а#nbsp;её#nbsp;универсального решения пока не#nbsp;придумали. При этом он#nbsp;отметил, что определённые успехи по#nbsp;совершенствованию различных составляющих жизни в#nbsp;сельской местности есть, но#nbsp;пока наиболее остро ощущается нехватка качественного здравоохранения:
«Сельская местность становится, с#nbsp;одной стороны, комфортнее, уровень образования позволяет. Мне кажется, что важно как раз повышение доступности и#nbsp;качества медицинских услуг. Это будет существенно влиять, потому что другое наполнение постепенно растёт, а#nbsp;качество медицины, сохранение и#nbsp;развитие своего здоровья пока является проблемой».
Владимир Строев, ректор Государственного университета управления, напомнил, что ГУУ исторически готовил управленческие кадры, в#nbsp;том числе в#nbsp;сфере сельского хозяйства. Владимир Строев согласился с#nbsp;тем, что исход в#nbsp;города#nbsp;— это общемировая тенденция, но#nbsp;предложил не#nbsp;отказываться от#nbsp;планирования различных аспектов жизни села, а#nbsp;также отметил, что далеко не#nbsp;все молодые люди, по#nbsp;данным социологических исследований, стремятся к#nbsp;переезду в#nbsp;столицу или крупные города:
«Предложения, которые существуют, надо систематизировать и#nbsp;в#nbsp;плановую часть переводить. Это должно быть планирование хотя#nbsp;бы на#nbsp;5−10 лет вперёд, мне кажется, и#nbsp;это возможно вполне. Это то, чем мы#nbsp;занимаемся у#nbsp;нас в#nbsp;университете, и#nbsp;различные предложения, если это будет нужно, готовы предоставлять».
Анатолий Шамин, ректор Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, предложил следующее заседание консорциума по#nbsp;развитию сельских территорий провести на#nbsp;площадки своего университета в#nbsp;Нижегородской области. Анатолий Шамин в#nbsp;своём выступлении сделал акцент на#nbsp;том, что в#nbsp;сельской местности есть свои преимущества, и#nbsp;рассказал, что в#nbsp;НГИЭУ, который находится в#nbsp;небольшом городе Княгинино, предлагают следовать лозунгу «лучше быть первым на#nbsp;селе, чем последним в#nbsp;городе». При этом ректор НГИЭУ согласился с#nbsp;тем, что для молодёжи важно давать возможности, связанные как с#nbsp;предоставлением жилья, так и#nbsp;с#nbsp;развитием инфраструктуры.
«У#nbsp;нас есть профессионалитет, работаем с#nbsp;министерством и#nbsp;создали кластер развития агропромышленного комплекса, и#nbsp;он#nbsp;активно развивается, есть ИТ-клубы, есть другие площадки в#nbsp;рамках других национальных проектов, очень приглашаю посетить нас».
Евгений Сжёнов напомнил, что по#nbsp;аналогии с#nbsp;Университетом Вернадского, ИТ-компания CUSTIS формирует вокруг себя целую экосистему работы по#nbsp;различным направлениям, которая может иметь преломление в#nbsp;том числе в#nbsp;сфере сельского хозяйства и#nbsp;в#nbsp;вопросах подготовки кадров. Ирина Гордина, директор ИОТ-конференции, заместитель генерального директора CUSTIS, сообщила, что на#nbsp;разработанной платформе сейчас уже более 10 тысяч студентов. Она предложила обратить внимание на#nbsp;то, что ограничиться только подготовкой к#nbsp;рабочему месту у#nbsp;образовательных организаций сейчас не#nbsp;получится, потому что в#nbsp;таком случае они проиграют корпоративным университетам, и#nbsp;для них очень важно не#nbsp;забывать о#nbsp;сетевом взаимодействии:
«Мы#nbsp;должны сосредоточиться сейчас на#nbsp;сетевом взаимодействии аграрных вузов и#nbsp;вузов, обладающих компетенциями в#nbsp;сквозных технологиях. То, каким образом будет организовано это взаимодействие, особенно по#nbsp;новым специальностям, является ключевым вопросом ко#nbsp;всем нам, у#nbsp;Министерства просвещения и#nbsp;колледжей гораздо больше гибкости в#nbsp;том, какие программы они могут вводить, каких специалистов привлекать, в#nbsp;силу исторических особенностей того, как в#nbsp;колледже организованы образовательные программы, и#nbsp;того, как организованы программы вузовские».
На#nbsp;важности объединения сельскохозяйственных вузов сделал акцент и Илья Дубинский, директор практики «Развитие образовательных проектов и#nbsp;продуктов (Modeus)» ИТ-компании CUSTIS, который отметил, что вузы сами по#nbsp;себе менее готовы к#nbsp;быстрым изменениям и#nbsp;особенно тяжело этот процесс происходит для небольших вузов и#nbsp;вузов региональных. Университетам, сталкивающимся с#nbsp;данным вызовом, Илья Дубинский предложил активнее привлекать к#nbsp;работе внешних экспертов:
«Было#nbsp;бы здорово привлекать внешних экспертов к#nbsp;преподаванию, понятное дело, экспертом он#nbsp;может быть в#nbsp;какой-то области, но#nbsp;не#nbsp;являться экспертом в#nbsp;педагогике. Этого эксперта надо каким-то сложным образом вставлять в#nbsp;канву образовательной программы. Иными словами, собственно, мы#nbsp;подходим к#nbsp;тому, что по-настоящему хорошие образовательные программы перестали быть просто курсом лекций».