ИОТ-Консорциум

Кадры для села: вызовы и возможности

6 декабря Российский государственный университет народного хозяйства имени В. И. Вернадского провёл форсайт-сессию «Система подготовки кадров для сельских территорий страны: вызовы, тренды и решения».
Елена Певцова, ректор Университета Вернадского, в своём вступительном слове предложила провести мероприятие в конструктивном ключе в режиме диалога и обсудить те вопросы, которые волнуют всех собравшихся и находятся в поле видения различных организаций:
«Сегодня собрались не только представители государственной власти, но и те, кто возглавляет и работает в известных образовательных организациях, ведущих вузах Российской Федерации, кто возглавляет научно-исследовательские институты, кто является практиками. Из-за того, что мы все разные, очень хотелось бы, чтобы сегодня мы нашли возможность обсудить вопросы, связанные с решением важных задач, которые нас объединяют, которые, так или иначе, будут делать нашу страну сильнее».
Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», подчеркнул, что работа вузов и научных организаций является одним из источников развития сельских территорий:
«Страна наша богата сельскими территориями и это имеет несколько измерений: это и абитуриенты для университетов, это и студенты, борьбу за хороших студентов ведут все университеты, это и молодые учёные. Всё это — основа будущего технологического суверенитета, который лежит сегодня в основе и программы „Приоритет 2030“ и программы передовых инженерных школ».
Евгений Сжёнов поблагодарил руководство Университета Вернадского за то, что тема работы с сельскими территориями находится в поле зрения университета и вокруг него растёт консорциум партнёров, который помогает развивать направления работы университета и научные направления, которые в нём базируются.
Сергей Трешкин, заместитель директора Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки РФ, поприветствовал от имени департамента всех участников дискуссии и отметил, что аграрное образование оказывает непосредственное влияние на продовольственную безопасность страны. Он подчеркнул, что в условиях цифровизации, роботизации, внедрения генной инженерии особенно важна работа образовательных организаций на пути подготовки кадров, владеющих всеми современными методами работы в области сельского хозяйства.
Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодёжной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки РФ, призвал обратить внимание на две целевые группы: молодёжь, которая приехала из села обучаться в крупные города, и на молодых людей, которые трудятся без привязки к рабочему месту, то есть могли бы переезжать в сельские города и развивать там экономику. По мнению Александра Ведехина, для их привлечения важны, во-первых, программы по доступному жилью, части из которых может потребоваться пересмотр, во-вторых, необходима спортивная и досуговая инфраструктура. Замглавы Департамента предложил зафиксировать предложения, изложенные в рамках стратегической сессии, и направить их для рассмотрения возможности включения в стратегию реализации молодёжной политики до 2030 года, которая разрабатывается по поручению Президента РФ.
Марина Софронова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ, рассказала о реализации программы «Профессионалитет» и отметила, что программа активно применяется в том числе в сфере агропромышленного комплекса. Она указала на то, что очень важно обращать внимание на комплексное создание атмосферы для молодёжи в сельской местности, то есть не ограничиваться созданием образовательных пространств, но и создавать культурные, досуговые и спортивные пространства.
«СПО исторически играет не только экономическую роль, но имеет и огромное социальное значение. На сельских территориях функционирует более 500 образовательных организаций, включая организации высшего образования, их филиалы, колледжи, филиалы колледжей. Контингент студентов, обучающихся по программам профессионального образования на сельских территориях, составляет уже около 200 тысяч человек. Это большое количество, и оно действительно растёт».
Дмитрий Глушко, ректор МГУ им. Огарева, призвал обратить внимание на то, что проблема с переездом молодых людей в крупные города носит глобальный характер и проявляется во всех странах, а её универсального решения пока не придумали. При этом он отметил, что определённые успехи по совершенствованию различных составляющих жизни в сельской местности есть, но пока наиболее остро ощущается нехватка качественного здравоохранения:
«Сельская местность становится, с одной стороны, комфортнее, уровень образования позволяет. Мне кажется, что важно как раз повышение доступности и качества медицинских услуг. Это будет существенно влиять, потому что другое наполнение постепенно растёт, а качество медицины, сохранение и развитие своего здоровья пока является проблемой».
Владимир Строев, ректор Государственного университета управления, напомнил, что ГУУ исторически готовил управленческие кадры, в том числе в сфере сельского хозяйства. Владимир Строев согласился с тем, что исход в города — это общемировая тенденция, но предложил не отказываться от планирования различных аспектов жизни села, а также отметил, что далеко не все молодые люди, по данным социологических исследований, стремятся к переезду в столицу или крупные города:
«Предложения, которые существуют, надо систематизировать и в плановую часть переводить. Это должно быть планирование хотя бы на 5−10 лет вперёд, мне кажется, и это возможно вполне. Это то, чем мы занимаемся у нас в университете, и различные предложения, если это будет нужно, готовы предоставлять».
Анатолий Шамин, ректор Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, предложил следующее заседание консорциума по развитию сельских территорий провести на площадки своего университета в Нижегородской области. Анатолий Шамин в своём выступлении сделал акцент на том, что в сельской местности есть свои преимущества, и рассказал, что в НГИЭУ, который находится в небольшом городе Княгинино, предлагают следовать лозунгу «лучше быть первым на селе, чем последним в городе». При этом ректор НГИЭУ согласился с тем, что для молодёжи важно давать возможности, связанные как с предоставлением жилья, так и с развитием инфраструктуры.
«У нас есть профессионалитет, работаем с министерством и создали кластер развития агропромышленного комплекса, и он активно развивается, есть ИТ-клубы, есть другие площадки в рамках других национальных проектов, очень приглашаю посетить нас».
Евгений Сжёнов напомнил, что по аналогии с Университетом Вернадского, ИТ-компания CUSTIS формирует вокруг себя целую экосистему работы по различным направлениям, которая может иметь преломление в том числе в сфере сельского хозяйства и в вопросах подготовки кадров. Ирина Гордина, директор ИОТ-конференции, заместитель генерального директора CUSTIS, сообщила, что на разработанной платформе сейчас уже более 10 тысяч студентов. Она предложила обратить внимание на то, что ограничиться только подготовкой к рабочему месту у образовательных организаций сейчас не получится, потому что в таком случае они проиграют корпоративным университетам, и для них очень важно не забывать о сетевом взаимодействии:
«Мы должны сосредоточиться сейчас на сетевом взаимодействии аграрных вузов и вузов, обладающих компетенциями в сквозных технологиях. То, каким образом будет организовано это взаимодействие, особенно по новым специальностям, является ключевым вопросом ко всем нам, у Министерства просвещения и колледжей гораздо больше гибкости в том, какие программы они могут вводить, каких специалистов привлекать, в силу исторических особенностей того, как в колледже организованы образовательные программы, и того, как организованы программы вузовские».
На важности объединения сельскохозяйственных вузов сделал акцент и Илья Дубинский, директор практики «Развитие образовательных проектов и продуктов (Modeus)» ИТ-компании CUSTIS, который отметил, что вузы сами по себе менее готовы к быстрым изменениям и особенно тяжело этот процесс происходит для небольших вузов и вузов региональных. Университетам, сталкивающимся с данным вызовом, Илья Дубинский предложил активнее привлекать к работе внешних экспертов:
«Было бы здорово привлекать внешних экспертов к преподаванию, понятное дело, экспертом он может быть в какой-то области, но не являться экспертом в педагогике. Этого эксперта надо каким-то сложным образом вставлять в канву образовательной программы. Иными словами, собственно, мы подходим к тому, что по-настоящему хорошие образовательные программы перестали быть просто курсом лекций».