ИОТ-Консорциум

Рост в каждом уголке страны: о поддержке молодёжи в образовании

Молодёжь сегодня стремится получать качественное образование и быть уверенной, что на момент получения диплома их знания и скиллы будут востребованы работодателями. Но многие из сельских абитуриентов хотят уехать с малой родины, думая, что в столичных городах интереснее и престижнее работать. На дискуссии «Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся на сельских территориях страны: вызовы, тренды и решения», организованной командой «Научно-образовательной политики» совместно с Университетом Вернадского на площадке выставки «Россия», вопрос поддержки интереса работы и проживания на своей малой родине стал ключевым.

Модераторами дискуссии выступили Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», и Елена Певцова, ректор РГУНХ им. В. И. Вернадского.

Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ, о работе Минобрнауки в сфере развития сельских территорий:
«В рамках нацпроекта „Образование“ создаются „Точки роста“ именно в сельских школах, где развиваются агроклассы, разные проекты, демонстрирующие переход от школы к вузу, от вуза к работодателю. Здесь школьники уже начинают решать сложные для аграриев задачи, но всегда могут заручиться грантовой поддержкой от государства, „Движения Первых“ и других организаций.

Это история про небольшие города, где коренные жители, молодые люди хотят преобразить свою родную землю. Благодаря этому они могут выстраивать множество инициатив и проектов, создающих комфортную среду для развития!»
Дмитрий Гужеля, заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей», подчеркнул изменение образовательных программ, направлений деятельности. Одним из таковых стало формирование управленческих кадров и специалистов для сельских территорий. Не только агробизнес и агрокадры, а именно управленцы. Президентская платформа «Россия — страна возможностей» помогает оценить рабочей молодежи их надпрофессиональные компетенции, которые позволяют войти в выбранную профессию. Проект «Центр компетенций» даёт возможность не только оценить свои навыки, но и развить то, что хорошо прокачано или требует большего внимания. Это один из востребованных проектов «РСВ», помогающий ответить на вопрос «Кто вы?».

И. о. вице-президента РАО Виктор Басюк в рамках своего доклада представил инновационные педагогические технологии формирования профессиональных предпочтений обучающихся на сельских территориях, направления развития сети агроклассов как механизма профориентации молодёжи на сельских территориях.

Как признаются сами представители сельских школ, им не хватает именно знаний у преподавателей, педагогов. Исходя из этого Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, предложил Елене Певцовой масштабировать проект «Код будущего» в сёла.

Как сделать учебу при помощи индивидуальных планов обучения для каждого студента комфортнее отметила Ирина Гордина, директор Всероссийской ИОТ-конференции:
«Сейчас организовать индивидуальные планы образования можно во многих вузах нашей страны. Актуальность этого инструмента заключается в подстраивании индивидуального обучения под новые вызовы выбранной профессии. Студенты могут сами выбрать узкопрофильные дополнительные предметы (их количество доходит до 25% от всех предметов рабочего плана). Это сделано, чтобы за первые 2 года студенты определились, нравится ли им выбранная специальность или нет».
По итогам панельной дискуссии Университет Вернадского представил идею о создании отраслевого совета проректоров по воспитательной работе вузов аграрного профиля. Инициатива получила одобрение и поддержку со стороны заместителя министра науки и высшего образования Ольги Петровой.